Ремёсла
Раньше люди жили и производили все необходимые вещи сами. В каждом селе были свои кузнецы, бондари. Чтобы обеспечить себя едой, крестьяне занимались охотой, рыболовством, собирательством.
Кузнечное дело – старейший промысел людей, начавшийся с того времени, как они научились плавить железо. Местные кузнецы выплавляют железо из болотной или озерной руды в глиняных или каменных печах. Процесс выплавки железа был чрезвычайно тяжелым, поэтому расходовали его экономно, лишь на некоторые детали орудий труда и оружия. Остальное заменяли, если было возможно, деревом.
ㅤ
ㅤ
ㅤ
Кузнечный инструмент – горн, кувалда, молот обоюдоострый, молот, молоточек, секач, плоскогубцы. Быт белорусского крестьянина всегда был тесно связан с лесом, среди которого он жил, пользовался лесными дарами. Из леса человек кормился, разрабатывал поля под новые посевы, из древесины строил жилье, делал посуду, мебель, сани, возы. Раньше даже борону делали из древесины. Соха, сошка, плуг, лопата, мотыга, вилы – во всех этих орудиях труда использовалось дерево.
Среди деревообрабатывающих ремесел первое место принадлежит плотничеству и столярному ремеслу. Каждый плотник был неплохим столяром. И инструменты у них почти одинаковые: топор, долото, пила, рубанок. Столярным ремеслом занимались, в основном, в осенне-зимний период, ставили дома или другие хозяйственные сооружения. Крестьяне сами изготавливали колеса, дуги, санные полозья. Для этого необходимо было распарка древесины. Делали ее в домашних условиях в обычных печах или в банях. Нельзя было обойтись и без бондарства – изготовления посуды из дерева (дуба, сосны, осины, ольхи). Для обручей хорошо подходила орешник, который хорошо гнулся, лоза, или дуб.
Еще одной из важных форм хозяйственной деятельности было рыболовство. Рыбу ловили не только для себя, но и на продажу. Более крупную отправляли на базар, а меньшую солили, сушили и питались в течение долгой зимы. Ловить можно было сколько хочешь и где хочешь, никто за это не наказывал. Сети и прочую рыбацкую утварь делали сами. Также древнейшим видом хозяйственной деятельности была охота. Ставили различные ловушки-сети, силки, копали ямы. Кроме ружья брали на охоту топоры, рогатины, ножи. Люди питались пойманными животными, а из меха делали одежду.
Люди занимались собирательством. Издавна существенную роль играли сбор лесных ягод, плодов, грибов, лекарственных трав, корнеплодов. Для этого нужно было хорошо знать качества тех или иных растений, сроки их сбора, способы переработки и хранения. В лесу брали ягоды: землянику, чернику, бруснику, малину, клюкву, рябину, калину, а также груши, яблоки, желуди, орехи. Среди грибов предпочтение отдавали боровикам. На лугах собирали щавель, хрен, крапиву, лебеду. В лекарственных целях собирали травы: иван-чай, тимьян, зверобой, а также цветы липы, веточки малины, калины, кору дуба.
В каждой семье были женщины, которые занимались ткачеством, вязанием, пошивом одежды, вышивкой. Одежду изготавливали сами. Сучили нитки из пряжи и ткали на ткацких станках полотно, из которого потом шили юбки, рубашки, брюки и другие предметы одежды.
Валентина Струнец, заведующая Малоритского районного центра народного творчества, – известная ткачиха, имеет собственный стиль и собственный голос в творческой среде мастеров. В 2020 году Валентина Струнец отметила важную для нее дату: 35 лет со дня устройства на работу в отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома. – Люблю ткать, – рассказывает Валентина Николаевна. – Многие сравнивают кросна с музыкальным инструментом-органом. Это, действительно, так. Кажется, что когда работаю, то слышу едва уловимую, своеобразную музыку. За кроснами могу просидеть не один час. Ткачество для меня сейчас – это еще и постоянный эксперимент, поиск новых форм, узоров, сочетаний цвета и фактуры. Убеждена, что ткачество – значительная часть истории и культуры, поэтому мы должны знать, ценить, беречь, хранить этот вид ремесла.
Валентина Струнец искренне и самоотверженно уже не один год усердствует на ниве возрождения Малоритского строя одежды, отдавая много сил его пропаганде и популяризации.
– Значительную часть своей жизни отдала, если можно так говорить, возрождению и пропаганде ткачества, самобытного Малоритского строя одежды, – говорит Валентина Струнец. Валентина Николаевна родом из д. Городец Оврутского района Житомирской области Украины. – Наша деревня была одной из тех, где, заходя в любой дом, сразу вроде бы попадал в своеобразную мини-галерею, – говорит Валентина Николаевна. – Везде вышитые салфетки, покрывала, простыни, скатерти, подушки и даже целые ковры. Свой первый цветок-гвоздику я вышила на кухонном полотенце. А чуть позже мать доверила и более сложные узоры. На Малоритчину судьбу Валентину Струнец забросил в мае 1979 года – После окончания средней школы я училась в Чернигове, потом – в Угличском молочном училище, где приобретала специальность лаборанта молочной продукции, – говорит Валентина Николаевна. – Проходить производственную практику меня направили на Брестский молочный комбинат, а оттуда – на Малоритский молочный завод. Администрации предприятия я понравилась. После окончания практики в учреждение образования, где училась, был подготовлен запрос, чтобы на постоянное место работы меня направили на Малоритский молочный завод. Вскоре Валентина Николаевна приехала на первое место работы в Малориту. Через некоторое время она познакомилась с местным парнем Володей, поженились, свила семейное гнездышко да так и осталась в Малорите навсегда. Осенью 1985 года Валентина Струнец устроилась на работу заведующим централизованного склада отдела культуры райисполкома. Позже стала работать инструктором ГДК по работе с детьми и одновременно заочно поступила учиться в Гродненское училище искусств, чтобы, по словам женщины, повысить свой культурный уровень, приобрести знания. Учреждение образования она закончила «с отличием», получив специальность «режиссер массовых мероприятий». – В культуре района я занимала “ответственные” должности, – улыбается Валентина Николаевна. – Некоторое время работала методистом, после – инструктором по работе с детьми, почти десять лет была директором Детского парка Малориты. На некоторое время, кажется, вышивка отошла на второй план. И только когда родилась дочь, Валентина вспомнила о своем увлечении молодости. Всю ее одежду украсила цветами и сказочными героями. Однако по-настоящему талант вышивальщицы раскрылся тогда, когда в 1998 году устроилась на работу в Дом народного творчества, где стала вести кружок по вышивке. Увлечение окончательно переросло в профессию в 2007 году, когда стала директором районного центра народного творчества. Усилиями Валентины Струнец сейчас уже создано более шестидесяти полотенец с местными узорами. Именно создано, ведь все узоры на полотенца переносятся с давних женских рубашек, фартуков, платов, юбок. – Когда я впервые увидела костюм Малоритского костюма, – вспоминает Валентина Николаевна, – то меня поразила прелесть и обилие вышитых узоров. Глядя на орнамент и узор, чувствовала гордость за тех, кто смог не только увидеть, но и передать все нюансы Малоритского колорита через вышивку. Именно это меня вдохновило на то, что Малоритский строй одежды стало основательно и детально изучать, а после – переносить давние малоритские узоры на ткань, придав им определенные сюжетные формы и завершенность. Валентина Струнец понимает, что если бы на ее жизненной дороге не встретилась Степанида Степанюк, хранительница обрядов, народный мастер Беларуси по ткачеству, обладательница звания “Почетный гражданин Малоритского района” из д. Доропеевичи, то не было бы, наверное, и ее самой. Именно Степанида Алексеевна, передав свой опыт, многому научила. Благодаря Степаниде Степанюк, Валентина Струнец переняла, освоила старинную технологию ткачества ”кожушком». Теперь вслед за своей учительницей она и сама учит других ткать по возрожденной технологии. В частности, Валентина Струнец и ее коллеги демонстрировали свое мастерство – учили других ткать также и на международном уровне: во время реализации совместного проекта “Народное творчество без границ” по программе территориального сотрудничества для стран Восточного партнерства “Беларусь – Украина”. До недавнего времени Степанида Степанюк из Доропеевич была единственной на Малоритчине обладательницей высокого звания «Народный мастер Беларуси». Между прочим, его удостоверение (тогда 77-летняя мастерица) получила в 2012 году. 18 февраля 2022 года на Малоритчине появилось еще два народных мастера. Во время проведения итогового заседания коллегии Управления культуры Брестского облисполкома свидетельства о придании статуса “народный мастер Беларуси” (отрасль деятельности ‒ ткачество) получили последователи-ученики Степаниды Степанюк ‒ руководитель кружка ткачества школы народного творчества Доропеевичского дома фольклора Валентина Готовчиц и заведующая Малоритского районного центра народного творчества Валентина Струнец. Высокие награды вручал начальник управления культуры Брестского облисполкома Сергей Борисович Панасюк.